Petyara.ru
мысделаемизвасчемпионов
7 (495) 741 22 69
 

Понижающий кит в раздаточную коробку

 

Для начала рассмотрим - для чего все таки нужен понижающий кит в раздаточную коробку.

Изначально, автомобили проектируются заводом-изготовителем для движения по обычным дорогам. Большинство пользователей устанавливающих колеса больше 33-х дюймов, не просчитывались возрастающие нагрузки конструкторами завода. Мы писали в статье о главных парах как подобрать оптимальное передаточное число на установленные колеса, взамен штатных (статья - "Главные пары, так ли они нужны?").

Но мы не учитываем многих факторов. Благодаря своему безрассудству, задумке организаторов, грязи которая засасывает так, что там остаются сапоги и по ней проще ползти чем идти - мотор глохнет и нам приходиться трогаться снова. В те секунды пока мы заводим автомобиль вновь – он успевает еще глубже провалиться в болото, засесть в снегу, скатиться с горы и т.д. Именно в таких случаях мы в полном объеме сможем оценить влияние «понижайки» с увеличенным коэффициентом понижения.

Теперь рассмотрим все это на примере цифр. Что же нам дает установка понижающего кита в раздаточную коробку с математической точки зрения?

Для начала попробуем посчитать, показатели общего числа понижения на примере стандартной и подготовленной машины Toyota Land Cruiser 70.

Для этого мы перемножаем известные нам числа:  передаточное число первой передачи КПП на число понижения в раздаточной коробке и на число понижение за счет главных пар в дифференциале.

Рисунок 1. Для примера берем стандартный автомобиль с установленными главными парами 4,88, с механической КПП (в скобках приведены данные для автоматической КПП), со стандартными колесами.

Общее понижение на пониженной передачи = 3,83*1,97*4,88=36 (с МКПП).

Общее понижение на пониженной передачи = 2,804*1,97*4,88=26,96 (с АКПП).

 

Теперь, с помощью рисунка 2, рассмотрим подготовленный автомобиль ToyotaLandCruiser 70 с установленным китом понижения на 55%, с тюнинговыми главными парами 5,29, с грязевой резиной 36-37 дюймов.

Общее понижение на пониженной передачи = 3,83*3,05*5,29=61,8 (с МКПП).

Общее понижение на пониженной передачи = 2,804*3,05*5,29=45,24 (с АКПП).

Считается, что для автомобиля эксплуатирующегося в условиях OFF-ROAD общее передаточное число должно быть

с механической коробкой передач – от 50:1 до 80:1

с автоматической коробкой -  от 40:1 до 70:1.

Но, чем в более жестких условиях эксплуатируется автомобиль, тем выше должен быть этот показатель.

     

Цифры как цифры скажете Вы и будете в  чем-то правы, но можно посмотреть на них немного с другого ракурса, и тогда вся эта математика станет понятнее. Все знают, что мотор имеет свою мощность, которая измеряется в лошадиных силах. У каждого оно свое.

Предположим, что в моторе у нас одна лошадка, в на выходе из коробки передач их уже становиться 3,83, проходя через «раздатку» количество лошадей увеличивается и  становится 3,83*3,05 = 11.68. Затем проходя через дифференциал кол-во лошадей увеличивается и становится еще больше а именно 61,795. Вот так, крутя вал первой передачи 1 лошадью - мы имеем на каждом колесе уже табун из 62 лошадок.  А стандартное колесо на стандартном автомобиле на пониженной передаче приводилось в действие всего 36 лошадьми.

Теперь поссчитаем количество лошадок на все 4 колеса.

1.  Стандартный автомобиль с главными парами 4,88, без понижающего кита:

3,83*1,97*4,88=36  36*на 4 колеса= 144

2. Спортивный автомобиль с главными парами 5,29, но без понижающего кита:

3,83*1,97*5,29=39,9  39,9*на 4 колеса= 159,6

3. Спортивный автомобиль с главными парами 5,29, и с понижающим китом:

3,83*3,05*5,29=61,8  61,8*на 4 колеса= 247,2

Как видите, разница очевидна.

     

Теперь разберем практическую сторону этого вопроса. Как, где и для чего? применять понижающий кит.

В нашей стране первопроходцами в установке понижающих китов, как обычно выступили спортсмены, которые участвуют в чемпионате и кубке России. Иногда очень интересно слушать споры штурманов после спецучастков. О том, как часть экипажей едет по болоту со  скоростью 30-35 км/ч, а часть утверждает, что по этому болоту невозможно было передвигаться и приходилось постоянно использовать лебедку, хай-джек и сентраки. Сейчас Вы вряд ли найдете автомобиль, входящий в пятерку в чемпионате России, в котором не установлен понижающий кит в раздаточной коробке.

Следом за спортсменами возрос интерес у людей, ездящих в экспедиции. В экспедициях очень важно сохранить скорость передвижения по асфальту из точки А в точку Б, и при преодолении бездорожья использовать мощность мотора и сцепные свойства шин в максимальном объеме. Так как вес экспедиционного автомобиля иногда в 1,5 раза больше, в отличии от гражданского - ему и тяжелее приходиться перевозить путешественников в труднодоступных местах.

При движении в горах на пониженной передаче, когда атмосферному двигателю и так тяжело. Благодаря установленному киту снижается нагрузка на двигатель, перевалы проходятся с меньшим риском для двигателя автомобиля и Ваш автомобиль не заглохнет в самый не подходящий момент.

Еще одним несомненным плюсом кита является то, что при установленном ките автомобиль на пониженной передаче по грязи едет немного медленнее, и у Вас есть больше времени, чтобы объехать препятствие, так сказать двигаться с «ювелирной» точностью. У Вас будет больший контроль в сложных внедорожных ситуациях.

Также, при установленном ките значительно улучшается торможение двигателем. Что в свою очередь, вместе с улучшенными ходовыми качествами, повышает безопасность движения.

Еще отдельно хотелось бы рассмотреть, как влияет установка понижающего кита на работу лебедки. Вы, наверное считаете, что эти две вещи не имеют друг к другу никакого отношения. Вы ошибаетесь.

Как мы уже разобрали, при установленном ките автомобиль на пониженной передаче будет двигаться медленнее. Рассмотрим пример. Ваш автомобиль застрял в болоте и Вам необходимо лебедиться. Средняя скорость смотки лебедки (например, Come Up DS-9,5) равна 19 метров в минуту. Средняя скорость движения машины на первой передачи, с установленным понижающим китом, на пониженной передаче приблизительно такая же. И что же происходит. Колеса автомобиля не буксуют, Ваш автомобиль едет не за счет мощности лебедки, а лебедка и сцепные качества колес действуют уже в паре. И как следствие, Вы быстрее выбираетесь из засадных мест, нагрузка на лебедку уменьшается, что продлевает срок ее эксплуатации.

Теперь разберем установку понижающих китов на конкретных примерах:

1. Владелец NissanPatrolY61 с мотором ZD30DI на резине 36х12,5х15 жаловался на отсутствие тяги на низах на своем автомобиле. Так как человек был не против экспериментов, было заказано для его машины 2 кита с занижением 24% и 43%. Вначале был установлен кит с занижением 24%, затем 43% . После тестовых испытаний, решили остановиться на 43% и изначальная проблема пропала. (цель использования машины)

2. У спортсменов на «котлете» постоянно возникала одна и та же проблема - перегрев двигателя KZ при грунтовых перегонах на СУ. Популярные «котлеты» с мостами от VolvoLaplander и Unimog имеют понижение в редукторах от 6 и ниже. При подсчете правильного передаточного числа был заказан, и установлен кит в раздаточную коробку, имеющий повышающий прямой ряд на 8 %. Откатав спортивный сезон, спортсмен позвонил и сказал огромное спасибо за правильно подобранный кит. Так как в болоте тягу они сохранили, а на грунтовых перегонах перестали раскручивать мотор до красной зоны и машина перестала греться.

3. На автомобилях ToyotaLandCruiser 80 при использовании на севере (где зима длиться 9 месяцев в году) при установке кита с понижением 25%, пропадает проблема сгоревшего сцепления при движении по снежным переметам и снежной целине .

 

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций:

  • На автомобилях Toyota Land Cruiser 70 (класса ТР-2) с колесами 37-38 Боггер и главными парами 5,29 - отлично зарекомендовал себя кит Marks4WD понижающий прямой ряд на 8%, а пониженный ряд на 55%.
  • Такой же кит также рекомендован для установки на автомобиль класса ТР1 с главными парами 4,88.
  • Для «котлет» класса ТР-3, собранных на тоетовских агрегатах, рекомендован кит Marks4WD повышающий прямую передачу на 8%, а пониженный ряд понижающий на 44%.
  • Для автомобилей Ниссан, имеющих мотор 4,2 л оптимальны киты с понижением 24% и 43%.
  • Для автомобилей Ниссан, имеющих мотор с объемом 2,8-3,3 литра – киты 43% и 85%.

 

И последнее. Следует понимать, что показатели коэффициентов и процентного соотношения могут меняться в зависимости от конкретного случая. Если автомобиль эксплуатируется только в очень тяжелых условиях,  то лучше взять кит с большим коэффициентом понижения.

Весь ассортимент понижающих китов в раздаточную коробку Вы найдете на нашем сайте.

 

                                                                         Автор: Артищев Петр / PETYARA

 

Любое использование данного материала, без согласования с автором считается нарушением авторских прав.

Допускается использование материалов статьи с активной ссылкой на первоисточник.

 

 

 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования